История

Станиславский К.С._

Группа социальная  Интуиция  Искусство  Концепция  Культура  Московский Художественный театр  Народность  Потребность  Реализм  Республика  Роль социальная  Советы  Современное общество  Социализм  Человек  Борисов А.Ф.  Горький А.М.  Островский А.Н.  Тургенев И.С.  Фрейд Зигмунд  17 ЯН 1863  1898  29 ОК 1928  1936  7 АВ 1938  1938  1957  1975

6. Театр и кино

Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на крайне левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов "театрального Октября" самое видное место занимал великий режиссёр Мейерхольд В.Э.

Шостакович Д. Д., Маяковский В. В., Мейерхольд В. Э. и Родченко А. М. на репетиции спектакля "Клоп" (1929)

Первые советские пьесы (напр., "Мистерия-буфф" Маяковского В.В.) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано эпохой Гражданской войны. С переходом к нэпу для театров настало тяжёлое время. Многие из них закрылись из-за финансовых трудностей, которых не испытывало только развлекательное искусство - эстрада и оперетта. Драматические же и оперные театры смогли поправить своё положение лишь во второй пол.1920-х. К этому времени агитационное искусство времён Гражданской войны перестало удовлетворять зрителя. Театральный авангардизм оказался непонятным тем самым рабочим, на революционные чувства которых был рассчитан. В театре возрождаются реализм, внимание к деталям. Решающую роль в восстановлении театральных традиций сыграли академические театры, особенно МХАТ во главе с Станиславским К. С. и Немировичем-Данченко В. И.

Немирович-Данченко В.И.

Немирович-Данченко В. И.

Во второй пол.1920-н.1930-х появились советские пьесы, завоевавшие большую популярность: "Дни Турбиных" Булгакова М.А., "Любовь Яровая" Тренёва К.А., "Разлом" Лавренёва Б.А., "Бронепоезд 14-69" Иванова Вс.В., "Мандат" Эрдмана Н.Р., "Оптимистическая трагедия" Вишневского Вс. В. и др. Правда, почти все они неоднократно запрещались цензурой. Ставились и спектакли по произведениям русской классики. Во второй пол.1930-х, когда в литературе безраздельно утверждался социалистический реализм, в театре и музыкальном искусстве началась борьба с "формализмом". 26 ЯН 1936 грубым нападкам подверглась гениальная опера Шостаковича Д.Д. "Леди Макбет Мценского уезда", не понравившаяся Сталину И.В., привыкшему к традиционному оперному искусству. Статья в "Правде", в которой громили оперу Шостаковича Д.Д., называлась "Сумбур вместо музыки".

Булгаков М.А.

Булгаков М.А.

НЭПовская общественная модель

НЭПовская общественная модель

Под лозунгом борьбы с формализмом был закрыт театр Мейерхольда В.Э., а сам он 20 ИН 1939 был арестован и расстрелян. В театральном искусстве было принудительно установлено господство одного направления - системы Станиславского К.С. О художественном эксперименте в театре пришлось надолго забыть. С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями.

Тренёв К.А.

Тренёв К.А.

Первые советские художественные фильмы стали выпускаться ещё в годы Гражданской войны. Самым знаменитым фильмом 1920-х стал снятый Эйзенштейном С.М. "Броненосец Потемкин", завоевавший всемирную славу. По-настоящему широкое распространение в стране кинематограф получил в к.1920-х и в 1930-х. Ведущей темой советского кино стала история революции и Гражданской войны. Чрезвычайно популярны были фильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" Ромма М.И., трилогия о Максиме Козинцева Г.М. и Трауберга Л.3., "Мы из Кронштадта" Дзигана Е.Л., но особенно - "Чапаев" Васильевых С.Д. и Г.Н. с Бабочкиным Б.А. в главной роли (вышел на экраны 5 НЯ 1934). Историческая тематика была представлена фильмами "Пётр I" Петрова В.М., "Александр Невский" Эйзенштейна С.М. и др.

Любовь Орлова, Чарльз Чаплин и Григорий Александров

Любовь Орлова, Чарльз Чаплин и Григорий Александров

Важную роль в советском киноискусстве играла жизнеутверждающая музыкальная комедия, призванная подтвердить тезис Сталина И.В. о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее". Таковы фильмы "Весёлые ребята", "Цирк" и "Волга-Волга" Александрова Г.В., "Трактористы" Пырьева И.А.

Авангардизм  Агитация  Академия  Броненосец "Потёмкин"  Власть государственная  Война  Гражданская война  Гражданство  Идеология  Искусство  История  Классицизм  Новая экономическая политика (НЭП)  Политика  Политическая борьба  "Правда"  Правые и левые  Пропаганда  Реализм  Роль социальная  Россия  Советы  Социализм  Социальная революция  Традиция  Труд  Уезд  Цензура  Экономика  Эпоха  Александр Невский  Бабочкин Б.А.  Маяковский В.В.  Сталин И.В.  Станиславский К.С.  Пётр I  Потёмкин Г.А.  Пырьева И.А.  Шостакович Д.Д.  Эйзенштейн С. М.  5 НЯ 1934  26 ЯН 1936  20 ИН 1939

SM