История

Петров-Водкин К.С._

Барон  Блага  Бог  Губерния  Древняя Русь  Икона  Культура  Петроград  Писцы  Реализм  Род  Санкт-Петербург  Символизм  Современное общество  Турки-османы  Серов В.А.  24 ОК 1878  1895  1897  1904  1911  1912  1913  1915  1917  1920  15 ФВ 1939

7. Изобразительное искусство и архитектура

Почти сразу после революции началось осуществление предложенного Лениным В.И. плана монументальной пропаганды. Сооружались памятники революционерам и крестьянским вождям, писателям и учёным. Выполненные в большинстве своём из гипса или дерева, они оказались недолговечными, но свидетельствовали о желании новой власти говорить с народом на языке изобразительного искусства.

Портрет Петра Петровича Кончаловского. Серов В.А.

Портрет Петра Петровича Кончаловского. Серов В.А.

Изобразительное искусство 1920-х характеризовалось острым соперничеством "левых" направлений и реализма. В традициях старого реалистического искусства работали Грабарь И.Э., Коровин К.А., Малютин С.В. Различные направления авангардизма разрабатывали в своём творчестве Кончаловский П.П., Малевич К.С., Петрова-Водкина К.С., Татлин В.Е. и др. Во второй пол.1920-х появляются новые выдающиеся имена: Герасимов С.В., Дейнека А.А., Иогансон Б. В. В 1922 художники-реалисты создали Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В с.1920-х им удалось лишить "левых" руководящих позиций. Усилиями АХРР в изобразительном искусстве уже в 1920-х начал складываться художественный метод социалистического реализма с присущей ему героизацией действительности.

Герасимов С.В. Автопортрет 1923

Герасимов С.В. Автопортрет 1923

В 1930-х в живописи особенно ярко проявилось стремление к унификации. Все художественные общества были распущены и заменены едиными региональными союзами художников. Оргкомитет Союза художников СССР возглавил Герасимов А. М., специализировавшийся гл.образом на парадных портретах вождей.

В 1930-е работали многие выдающиеся художники: Герасимов С.В., Иогансон В.В., Дейнека А.А., Корин П.Д. и др. Но главной задачей живописи стало прославление побед социализма, изображение героического труда рабочих и крестьян, возвеличивание Сталина И.В.

Дейнека А.А. Автопортрет. 1948

Дейнека А.А. Автопортрет. 1948

Для архитектуры 1920-х характерен стиль конструктивизма, отличающийся подчёркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм. Примером интересных градостроительных решений стал кооперативный посёлок "Сокол", спроектированный как посёлок-сад с бульварами и парком.

Высшие учебные заведения, техникумы и другие средние специальные учебные учебные заведения

Высшие учебные заведения, техникумы и другие средние специальные учебные учебные заведения

Высшие учебные заведения, техникумы и другие средние специальные учебные учебные заведения

Корин П.Д. Автопортрет

Корин П.Д. Автопортрет

В 1930-х происходит постепенный переход от конструктивизма к стилю Ар-Деко, отличающемуся большей монументальностью и неоклассическим декором. В с.и второй пол.1930-х начал формироваться т.н. сталинский классицизм, которому присущи торжественность и помпезность. В этом стиле построены, напр., жилые дома на Тверской улице, многие станции московского метрополитена. В 1935 был принят генеральный план реконструкции Москвы. В соответствии с планом устраивались площади, расширялись улицы. На сохранение исторической застройки внимания не обращали, что привело к варварскому разрушению многих старинных памятников, особенно церквей.

Москва. Храм Христа Спасителя и Каменный мост. К.XIX в.

Москва. Храм Христа Спасителя и Каменный мост. К.XIX в.

Ещё до принятия генплана реконструкции - 5 ДК 1931 - был взорван храм Христа Спасителя, на месте которого предполагалось построить грандиозный Дворец Советов, увенчанный 100-метровой статуей Ленина В.И.

Обратить внимание

Ответ следует строить так, чтобы экзаменаторы могли увидеть: абитуриент осознанно вписывает события культурной жизни в контекст эпохи, понимает, что в искусстве времён Гражданской войны и начала 1920-х не случайно преобладали ниспровергательские, а в искусстве 1930-х - консервативные тенденции.

Храм Христа Спасителя. Современная реконструкция

Храм Христа Спасителя. Современная реконструкция

Архитектура  Власть  Вождь-вождество  Война  Гражданская война  Гражданство  Дворцы  Действие социальное  Искусство  История  Классицизм  Консерватизм  Кооперация  Крестьяне  Культура  Общество  Общество открытое и общество закрытое  Организация социальная  Правые и левые  Народность  Памятник  Правые и левые  Реализм  Революция  Республика  Россия  Самосознание  Советы  Социализм  Традиция  Труд  Христа Спасителя храм  Церковь  Эпоха  Грабарь И.Э.  Коровин К.А.  Ленин В.И.  Малевич К.С.  Петров-Водкин К.С.  Сталин И.В.  Татлин В.Е.  1922  5 ДК 1931  1935

Тест. Культура СССР в 1920-1930-х

SM