Термины  Персоналии  Хронология  Календарь
Карты  Таблицы  Документы  Тесты  Литература

2. Хозяйственная реформа второй пол.60-х и её неудача

ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ        

Волыхина Елена. Реформы Косыгина

В области промышленности политика нового руководства сочетала консервативные и реформаторские шаги. Уже в СН 1965 Пленум ЦК принял решение о ликвидации совнархозов и возвращении к отраслевой строго централизованной системе управления экономикой. Было восстановлено всевластие отраслевых министерств. Общеэкономическое руководство осуществляли Госплан, Госснаб, Госкомцен, ГКНТ (Государственный комитет по науке и технике). В то же время были начаты реформы, вошедшие в историю как косыгинские (по фамилии председатёля СМ СССР А. Н. Косыгина). Реформа была разработана экономистом Либерманом Е.Г. Частично изменялась система планирования. До тех пор главным показателем работы предприятия считался валовой объем произведенной продукции, что приводило к неоправданно высокой стоимости изделий, выпуску низкокачественных, не пользующихся спросом товаров. Теперь вместо объема валовой продукции вводились показатели объема реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи. Совершенствование планирования было направлено также на поддержку низкорентабельных отраслей и производств. Главное же новшество состояло в том, что значительно расширялась автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчёт. Основными принципами хозрасчёта являются самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий. Часть заработанных предприятием средств после выплаты установленных платежей в бюджет оставалась в его распоряжении. Отношения м.предприятиями д.б. отныне строиться на взаимной материальной ответственности. За счёт полученной предприятием прибыли создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства объектов культурно-бытового назначения (жилье, дома отдыха, детские летние лагеря, турбазы и т.п.), фонд материального поощрения (премиальный).

Цель принятых мер - усилить заинтересованность предприятий и их трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий (премии за выпуск сверхплановой продукции были резко увеличены), в более полном и экономном использовании людских, материальных и финансовых ресурсов, в повышении качества продукции. Первые 43 предприятия были переведены на новые условия хозяйствования в ЯН 1966 В МР 1966 XXIII съезд КПСС, закрепляя принятый курс, провозгласил переход от административных к экономическим методам управления. Решениями съезда предполагалось увеличить производительность труда на 33-35%, добившись за счёт этого прироста продукции на 80% (против 62% в предыдущее пятилетие). Особенно высокими темпами д.б. развиваться промышленность группы "Б", производящая предметы потребления. Первые годы восьмой пятилетки свидетельствовали о положительном воздействии реформы на результаты общественного производства. В новых условиях хозяйствования работали 15% предприятий. Эти предприятия выпускали 37% продукции. С 1968 благодаря пересмотру оптовых цен все отрасли промышленности работали рентабельно. Удельный вес интенсивных факторов в развитии производства возрос с 34% в 1966 до 40% в 1970 Несколько увеличились темпы роста промышленного производства. Правда, плановые задания по увеличению производительности труда достигнуты не были.

В годы восьмой пятилетки был осуществлен т.н. щекинский эксперимент. Суть его сводилась к тому, что определялся стабильный фонд заработной платы предприятия, а вся экономия этого фонда за счёт повышения производительности труда и высвобождения работников использовалась для увеличения оплаты труда остальных членов коллектива. За два года работы на Щекинском химическом комбинате численность работающих сократилась на 870 человек. В условиях, когда демографическая ситуация в стране становилась неблагоприятной и народное хозяйство начинало испытывать дефицит рабочих рук, распространение этого метода могло принести значительный экономический эффект. Однако с 1967 по 1969 т. лишь 200 предприятий перешли на такую систему работы, .несмотря на то что щекинский метод был официально одобрен ЦК КПСС.

В целом надежды, возлагавшиеся на хозяйственную реформу, не оправдались. Причины этого заключались пр.всего в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в старую, привычную схему административного управления. Народное хозяйство всё ещё развивалось в основном экстенсивно, путем вовлечения новых ресурсов, используя традиции периода индустриализации. По существу, индустриализация распространилась в эти годы на все сферы народного хозяйства. Развитие экономики экстенсивного типа приводило к ускоренной урбанизации, сосредоточению больших масс работников, гл.образом недавних селян, на крупных стройках. При этом соответствующая социальная инфраструктура не создавалась, что вело к формированию маргинальных по своему мироощущению и поведению слоев. Сохранялся высокий удельный вес неквалифицированного, в т.ч. ручного труда (в промышленности его доля составляла 40%, в строительстве - 60%, в сельском хозяйстве - 70%). Темпы вытеснения тяжелого ручного труда неуклонно снижались. В 1975-1982 они составили всего 0,7% в год.

Экономические реформы 1965 г.

Экономические реформы 1965 г.

Формально осуществление экономической реформы успешно продолжалось. К к.восьмой пятилетки на новую систему хозяйствования перешли 41 тыс. из 49 тыс. предприятий страны. Они производили 93% промышленной продукции. Однако на практике осуществление реформы сворачивалось, хотя никто официально не отменял курс на использование экономических методов управления, а необходимость повышения рентабельности и снижения фондоотдачи постоянно подчеркивалась в партийных решениях. Но бесчисленные ведомственные инструкции и ограничения сводили новые принципы управления на нет. Фонды экономического стимулирования были ограничены лимитами. Сверхлимитную прибыль следовало отчислять в государственный бюджет, что наносило ущерб интересам наиболее рентабельных предприятий, дискредитировало саму идею хозрасчёта, разрушало материальную заинтересованность работников. Оплата труда по-прежнему базировалась на тарифах, индивидуальной сдельщине и повременщине, была слабо связана с результатами производственной деятельности предприятия.

Ряд современных исследователей полагает, что достижения восьмой пятилетки не были напрямую связаны с воздействием экономической реформы, а являлись следствием того, что диктат совнархозов был разрушен, а диктат министерств и ведомств ещё не набрал окончательно силу. В результате предприятия оказались на непродолжительный срок "предоставлены самим себе". Когда же ведомства вновь набрали силу, самостоятельность предприятий была резко ограничена и положительный импульс в экономике стал затухать.

К тому же после крушения Хрущёва в советской номенклатуре окончательно возобладали консерваторы, принципиально не желавшие допускать выхода экономики из-под контроля бюрократического аппарата и отдававшие безусловный приоритет развитию тяжелой, пр.всего оборонной, индустрии. Опыт восьмой пятилетки показал, что дальнейшее продвижение вперед требовало глубокого трансформирования всей экономической (а следовательно, и политической) системы.

 

Термины:  Номенклатура

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

Тест. Экономическое развитие СССР в с.1960-1980-е

   

SM